Резолюция Всероссийской школы-конференции молодых учных с международным участием «Биогенные архивы ландшафтных изменений прошлого»
Новосибирск, 2-3 июня 2016
Интенсификация исследований в области прогноза трансформации ландшафтов в условиях глобального изменения климата и увеличения антропогенного прессинга способствует более углубленному изучению эволюции природной среды в прошлом, так как это позволяет смоделировать сценарий ее развития. Поэтому поставленная задача, в рамках проведенной школы-конференции, по содействию распространения знаний о биологических методах реконструкции палеоландшафтов является актуальной. Кроме того, имеющийся возрастной разрыв между поколениями уже состоявшихся ученых и только начинающих свой путь делает данное мероприятие важным инструментом по ликвидации данного разрыва.
Состоявшийся Всероссийская школа-конференция «Биогенные архивы ландшафтных изменений прошлого» включала пленарное, секционное заседания, мастер-классы и круглый стол, посвященный обсуждению международной номенклатуры ICPN 1.0 и места в ней фитолитов растений умеренной зоны. В работе симпозиума приняли участие более 40 российских и зарубежных ученых – представители российских научных центров из городов Москвы, Пущино, Новосибирск, Томска, Барнаула, Красноярска, Улан-Удэ, Якутска, Челябинска и Тюмени; ученые из дальнего зарубежья: США и Германии. Очень важно, что в качестве организаторов школы-конференции выступили ведущие авторитетные научные и научно-образовательные организации страны, а так же общественные научные объединения: Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт географии Российской академии наук, Югорский государственный университет, Международное фитолитное сообщество и Российская ассоциация фитолитологов, что служит гарантией обоснованности и высокого качества представленных на школе-конференции материалов.
Были заслушаны доклады, посвященные ключевым вопросам эволюции ландшафтов, биологическим индикаторам изменения природной среды, взаимодействию человека и природы, разнообразию фитолитов в растениях, а также возможности использования биологических и геохимических маркеров для реконструкции диет древнего человека и животных.
Были заслушаны доклады, материалы которых охватываю широкий географический и временной диапазон: от субарктических до пустынных ландшафтов, от плейстоцена до современности.
В рамках школы-конференции была отмечена важность совместного применения разных биологических биоморф при реконструкции палеоландшафтов и кооперирования совместных научных исследований.
Участники отметили:
Участники решили:
По инициативе Российской ассоциации фитолитологов (РАФ) была проведена Всероссийская молодежная школа-конференция с международным участием «Биогенные архивы ландшафтных изменений прошлого». В работе школы-конференции, организованной на базе ФГБУН Института почвоведения и агрохимии СО РАН, в качестве лекторов, докладчиков и слушателей приняли участие 40 российских и зарубежных исследователей. Они представляли высшие учебные учреждения (университеты и институты), научные и научно-производственные организации. В целом в школе-конференции участвовали как авторитетные ученые, так и начинающие исследователи из десяти институтов Российской Академии наук, шести ВУЗов, а также сотрудники одного археологического центра.
В качестве организаторов школы-конференции выступили ведущие авторитетные научные и научно-образовательные организации страны, а так же общественные научные объединения: Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт географии Российской академии наук, Югорский государственный университет, Международное фитолитное сообщество и Российская ассоциация фитолитологов.
Целью школы-конференции являлось содействие распространению знаний о биологических методах (фитолитного, палинологического, диатомового, непыльцевых палиноморф и др.) и их возможностях при реконструкции палеоландшафтов. Отдельно поставлены научно-организационные цели по привлечению молодых ученых к активной поисковой работе, уменьшению возрастного разрыва между учеными старшего поколения и начинающими исследователями.
Проведение координационных совещаний между российскими и зарубежными учеными дает возможность организации совместных работ по палеореконструкциям прошлых эпох с целью моделирования современных изменений климата.
Оргкомитетом был собран, подготовлен к печати и опубликован к началу конференции тематический номер рецензируемого журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения прошлого» (№1(13), 2016) общим объемом 170 страниц, состоящий из 19 научных статей, всесторонне освещающих активно обсуждавшиеся в ходе школы-конференции вопросы методики изучения биогенных архивов.
Программа школы-конференции включала доклады и мастер-классы по следующим темам:
Научная программа школы-конференции была успешно выполнена. В целом в ходе заседаний участники школы-конференции заслушали 8 пленарных докладов и 12 устных докладов, ознакомились и обсудили научные материалы 10 стендовых докладов. Были заслушаны доклады, материалы которых охватывают широкий географический и временной диапазон: от субарктических до пустынных ландшафтов, от плейстоцена до современности.
Согласно программы конференции было проведено восемь мастер-классов, посвященных знакомству с возможностями диагностики палеоландшафтной обстановки разными сопряженными методами.
В рамках школы-конференции участниками была отмечена важность совместного применения разных биологических биоморф при реконструкции палеоландшафтов и кооперирования совместных научных исследований.
По результатам заседания круглого стола «Международная номенклатура ICPN1.0 и место в ней фитолитов растений умеренной зоны» было решено продолжить работы по унифицированию названий форм фитолитов растений России и Ближнего Зарубежья, а так же создать кодифицированное издание номенклатуры фитолитов с библиографическими выходными данными.
Для оформления подписки на рассылку новостей воспользутесь формой обратной связи.